Карта потока создания ценности

Карта потока создания ценности

Сэкономил = заработал. На мой взгляд, разработка карты потока создания ценности (value-stream mapping, VSM) является интересным инструментом для поиска потерь в самом главном бизнес-процессе.

Как это работает

Для разработки карты выделяют этапы, по которым проходит запрос клиента от момента его фиксирования до момента получения клиентом желаемого результата. Это не самый легкий процесс. Кроме того, он отличается от распространенных методов описания бизнес-процессов. Отличие заключается в подходе:

Описание бизнес-процессов реализуется через фиксацию последовательности задач, направленных на достижение результата.
Описание этапов процесса создания стоимости реализуется через фиксацию ключевых этапов, в результате и при помощи которых происходит поэтапное повышение ценности для клиента.
При описании потока создания ценности ключевое значение имеют не последовательность задач для реализации, а параметры этапа.

Картирование потока создания ценности рекомендуется к применению в организациях любого масштаба и направления деятельности: производство, продажа товаров, оказание услуг.

Виды потерь

Выделяют несколько направлений потерь:

  • Потери времени
  • Потери движения
  • Потери действия
  • Потери количества
  • Потери нарушений

С каждым из них можно работать: минимизировать, или устранять. Потери возможны как на этапах процесса, так и при переходе ценности/продукта/услуги с этапа на этап.

Эффекты

В результате применения метода, руководители бизнеса достигают эффекты:

  • Устранение потерь на этапах процесса
  • Устранение потерь при переходе с этапа на этап
  • Устранение лишних этапов процесса

Кроме того, карта потока создания ценности помогает сформировать внутренние и внешние соглашения об уровне сервиса (service-level agreement, SLA).