SIPOC

SIPOC

Когда впервые услышал слово «сипок» в консалтинге, я долго смеялся. Мне показалось, что это жаргонное слово, которое означает что-то неприличное. Это меня побудило узнать подробнее – что это за зверь такой SIPOC? В начале знакомства посмеялся во второй раз – оказалось, что это аббревиатура. Смешное было в следующем: читаем слева направо, а используем справа налево.

SIPOC – метод, который помогает описывать бизнес-процессы, устранять потери при картировании потока создании ценности в бережливом производстве, формулировать требования для соглашений об уровне сервиса.

Широко используется:

  • при описании процессов
  • при поиске непроизводительных потерь
  • при автоматизации процессов
  • для повышения эффективности кросс-функциональных коммуникаций

Как это работает

Необходимо описывать процесс с позиции его компонент, которые выделяются так:

  • Supplier (поставщик)
  • Input (вход)
  • Process (процесс)
  • Output (выход)
  • Customer (заказчик)

Интересно то, что описание процесса производится с его окончания. Cначала описываются заказчики, затем результат процесса (что является выходом из процесса), затем сам процесс, следом – вход (что является объектом обработки в данном процессе), и в завершении – поставщик.

Читается SIPOC, а делается – COPIS. Не зависимо, с какой стороны читаем название, заставляет улыбаться!))) 

Применение

Метод применяется в концепциях 6 сигм и Бережливое производство, при разработке Карты потока создания ценности, при описании бизнес-процессов в нотации BPMN.

SIPOC подходит для организаций, где уже сформирована достаточно разветвленная схема процессов и организационная структура.

Маловероятно, что этот метод будет востребован для микро– и нано– компаний, где ограниченное количество персонала решает великое множество типов задач с малым количеством экземпляров процесса (таких людей ещё называют – “человек-оркестр”).