Когда впервые услышал слово «сипок» в консалтинге, я долго смеялся. Мне показалось, что это жаргонное слово, которое означает что-то неприличное. Это меня побудило узнать подробнее – что это за зверь такой SIPOC? В начале знакомства посмеялся во второй раз – оказалось, что это аббревиатура. Смешное было в следующем: читаем слева направо, а используем справа налево.
SIPOC – метод, который помогает описывать бизнес-процессы, устранять потери при картировании потока создании ценности в бережливом производстве, формулировать требования для соглашений об уровне сервиса.
Широко используется:
- при описании процессов
- при поиске непроизводительных потерь
- при автоматизации процессов
- для повышения эффективности кросс-функциональных коммуникаций
Как это работает
Необходимо описывать процесс с позиции его компонент, которые выделяются так:
- Supplier (поставщик)
- Input (вход)
- Process (процесс)
- Output (выход)
- Customer (заказчик)
Интересно то, что описание процесса производится с его окончания. Cначала описываются заказчики, затем результат процесса (что является выходом из процесса), затем сам процесс, следом – вход (что является объектом обработки в данном процессе), и в завершении – поставщик.
Читается SIPOC, а делается – COPIS. Не зависимо, с какой стороны читаем название, заставляет улыбаться!)))
Применение
Метод применяется в концепциях 6 сигм и Бережливое производство, при разработке Карты потока создания ценности, при описании бизнес-процессов в нотации BPMN.
SIPOC подходит для организаций, где уже сформирована достаточно разветвленная схема процессов и организационная структура.
Маловероятно, что этот метод будет востребован для микро– и нано– компаний, где ограниченное количество персонала решает великое множество типов задач с малым количеством экземпляров процесса (таких людей ещё называют – “человек-оркестр”).