Система сбалансированных показателей

Система сбалансированных показателей

О методике

Методика формирования стратегических целей в виде стратегической карты вошла в инструментарий топ-менеджеров достаточно давно. Много материалов написано в открытом доступе, кто её создал и для чего. Познакомился с ней примерно в 2008 году, на заре накопления личного инструментария, подходящего для развития бизнеса. Эта методика меня впечатлила. 

Прежде всего – баланс областей контроля: Финансы, Клиенты, Процессы, Персонал. В последнее время выделяют пятую область – Информационные технологии. Баланс в подходе к решению и обеспечению задач трансформации бизнеса. Задачи трансформации могут быть самыми разными. Например: структуризация, систематизация, развитие, специализация.

Вне зависимости от стратегического вектора, который задают руководители бизнеса, система сбалансированных показателей (ССП, balanced scorecard) одинаково хорошо помогает обеспечить достижение бизнес-задач.

Как это работает

Ожидания собственников приводят к постановке финансовых целей для топ-менеджмента – формируются стратегические цели в области финансов. Чтобы обеспечить финансовые цели, необходимо сформировать стратегические цели в области Клиенты (маркетинг и продажи). Цели в части продукта, маркетинга, продаж приводят к изменению требований к бизнес-процессам – формируются стратегические задачи в области процессов. Это, в свою очередь, формирует новые цели в области Персонал.

Что ещё необходимо учитывать

  • Каждой цели в блоке должен быть привязан ключевой показатель для оценки эффективности.
  • За каждую цель должен отвечать единственный, совершенно конкретный человек.
  • Цели могут содержать проектный признак – могут иметь совершенно конкретный срок завершения и образ конечного результата.

Взаимозависимость ССП и КПЭ

В результате разработки стратегической карты организации может быть сформирована карта ключевых показателей эффективности (key performance indicators, КПЭ, KPI). Интересно, что со сменой периода развития компании, карта КПЭ тоже будет меняться. Это связано с изменением фокусов внимания топ-менеджмента. 

Изменение карты KPI приводит к смене требований к компетенциям и размеру команды. Это приводит к необходимости решения стратегических задач в части персонала, процессов, финансов. 

Бывает, что корректировка карты КПЭ приводит к изменению организационной структуры компании

Применение

ССП может применяться в различных масштабах. 

Методику balanced scorecard можно применять на уровне компании, функционального направления, подразделения, на уровне специалиста, в личной жизни.

Наиболее часто, методика применяется в компаниях, где уже сформирована управленческая вертикаль.